Научно-исследовательская деятельность

 


                 ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО  ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

(Рекомендации для педагогов и учащихся)

У начинающих исследователей всегда возникает масса вопросов, связанных с методикой написания и правилами оформления исследовательской работы. Им, прежде всего, недостает опыта в ее организации, в использовании методов познания и применении логических законов и правил.

Общую схему хода исследования можно представить так:

обоснование актуальности выбранной темы;

постановка цели и конкретных задач исследования;

определение объекта и предмета исследования;

выбор методов (методик) проведения исследования;

описание процесса исследования;

обобщение результатов исследования;

формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Обоснование актуальности выбранной темы – начальный этап любого исследования.

Следующий этап выполнения исследовательской работы включает определение цели, объекта, предмета и задач исследования.

Цель исследования ориентирует на его конечный результат, а задачи формируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для достижения целей исследования.

Определение объекта и предмета исследования. Объектом исследования могут быть реальные процессы и явления действительности, то есть то, на что направлено исследование. Но изучается не весь объект целиком, а отдельные его стороны, свойства, особенности, то есть предмет исследования.

Следующий этап – собственно исследование. На этом этапе автору предстоит уточнить рабочий план, отобрать методы исследования, провести эксперимент и статистическую обработку полученных результатов, проверить рабочую гипотезу.

Заключительный этап любого исследования – составление и оформление работы.

 

Как выбрать тему исследования?

Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблема волнует тебя больше других. Если не можешь сразу понять, о чем хотелось бы узнать побольше, попробуй задать себе следующие вопросы:

1) Что мне интересно больше всего?

2) Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

3) Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

Если эти вопросы не помогли, обратись к учителям, родителям, поговори об этом с одноклассниками; может быть, кто-то подскажет тебе интересную идею. Тему исследования надо записать.

 

Цель исследования

Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим? Запиши цель своего исследования. Запиши информацию, полученную от других людей.

 

Задачи исследования

Задачи уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги. Запиши задачи собственного исследования.

 

Гипотеза исследования

Гипотеза – это предположение, догадка, еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом.

Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого «hypothesis» – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно».

Для решения проблемы тебе потребуется гипотеза или несколько гипотез – предположений о том, как проблема может быть решена. Запиши свою гипотезу.

Если гипотез несколько, их надо пронумеровать. Самую главную надо поставить на первое место, остальные расположить по степени важности.

 

Организация и методика исследования

Как составить план исследовательской работы?

Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: «Как ты можешь узнать что-то новое о том, что исследуешь?» Поэтому надо определить, какие инструменты или способы получения информации ты можешь использовать, а затем выстроить их по порядку.

Работая с информацией для исследовательской работы, ты можешь:

1) Подумать самостоятельно.

С этого лучше всего начинать любую исследовательскую работу. Можно задать себе вопросы: «Что я знаю по теме исследования? Какие суждения я могу высказать по поводу темы исследования? Какие я могу сделать выводы из того, что мне уже известно по теме исследования?»

2) Прочитать книги о том, что исследуешь.

Если то, что ты исследуешь, подробно описано в известных тебе книгах, их надо обязательно прочитать.

3) Найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например в сети Интернет.

4) Спросить у других людей.

Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты.

1. К специалистам мы отнесем всех, кто профессионально занимается тем, что ты исследуешь.

2. Неспециалистами будут все остальные люди, но их тоже надо расспросить. Вполне возможно, что кто-то из них знает что-то очень важное о том, что ты изучаешь.

 

 

Подготовка к защите исследования

Собраны все сведения, сделаны все необходимые сравнения и получены результаты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям.

Чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким, и его лучше всего составить по такой схеме:

1. Почему выбрана эта тема?

2. Какой была цель исследования?

3. Какие ставились задачи?

4. Какие гипотезы проверялись?

5. Какие использовались методы и средства исследования?

6. Каким был план исследования?

7. Какие результаты были получены?

8. Какие выводы сделаны по итогам исследования?

9. Что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.

Общепринято, что защита исследовательской работы – мероприятие открытое и на нем может присутствовать каждый желающий. Все присутствующие могут задавать вопросы автору. К ответам на них следует подготовиться. Для того чтобы это сделать, надо предугадать, какие вопросы могут быть заданы. Конечно, все вопросы никогда не предугадаешь, но можно не сомневаться, что будут спрашивать об основных понятиях и требовать их ясные формулировки. Также обычно спрашивают о том, как получена та или иная информация, и на каком основании сделан тот или иной вывод.

10. Приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.

 

Общие требования к оформлению исследовательских работ

Работа оформляется на печатной бумаге формата А4, шрифтом 14, на одной стороне листа.

При оформлении работы соблюдаются поля: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм.

Каждая новая глава начинается с новой страницы. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят. Знаки препинания не допускают пробел слева и включают обязательный пробел справа. Исключением является тире, ограничиваемое пробелами с обеих сторон и удвоенную длину по сравнению с дефисом. Восклицательный и вопросительный знаки совмещаются с многоточием, если требуется поставить их подряд. Точка выносится за знаки выделения (кавычки и скобки). Знаки выделения прижимаются к тексту, не отделяясь пробелом.

Все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждое приложение) начинаются с новых страниц.

Рекомендуется тексты заголовков выполнять одинаковым шрифтом.

Страницы в исследовании считают с титульного листа, нумеруют со второго. Текст работы нумеруется арабскими цифрами.

Завершенная печатная работа сшивается брошюратором, степлером, скоросшивателем.

Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.

Объем текста исследовательской работы, включая список литературы, не должен превышать 15 машинописных страниц.

Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц.

На титульном листе сверху указывается учреждение образования, в середине листа располагается название работы (без кавычек и слова «тема»); ниже справа сведения об авторе (Ф.И.О., класс), Ф.И.О. учителя; внизу страницы – место и год проведения работы.

 

Структура исследовательской работы

1. Содержание, в котором указываются страницы разделов (подразделов).

2. Введение. Имеет целью ознакомить читателя с сущностью излагаемого вопроса и с его историей, с современным состоянием той или иной проблемы, с трудностями, которые препятствуют достижению цели работы. Поэтому именно во введении всегда требуется отразить следующее:

- определение темы работы;

- обоснование выбора темы, определение ее актуальности и значимости;

- определение основной цели работы и подчиненных ей более частных задач;

- определение теоретических основ, этапов и методов исследования.

Объем введения – не более 2 страниц машинописного текста.

 Знакомясь с введением, читатель должен получить информацию, в какой степени соответствует его интересам данная работа, стоит ли ее читать полностью.

3. Основная часть, которая заключается в анализе проблемы исследования. В ней можно выделить стандартные разделы (главы).

В большинстве случаев работы делятся на теоретическую и практическую части. В теоретической части излагаются и анализируются наиболее общие положения, касающиеся данной темы. В данном разделе подробно описываются и анализируются все полученные данные и выявленные закономерности. Изложение материала структурируется, исходя из логики решения проблемы в соответствии с планом.

В практической части описываются используемые методики и результаты. В целом данный раздел должен предоставить читателю исчерпывающую информацию обо всех выявленных в работе фактах и закономерностях и заканчиваться кратким заключением.

Объем основного содержания – не более 10-12 страниц.

4. Заключение – неотъемлемая часть работы. В этом разделе кратко формулируются основные результаты работы в виде утверждения, а также определяются направления для дальнейших исследований в данной сфере.

Выводы должны быть краткими и точными, и, как правило, состоять из одного – трех пунктов.

Объем заключения – не более 1-2 страниц.

5. Приложение – необязательный раздел, объем которого не входит в расчет общего объема работы, но использовать его желательно.

В данный раздел выносятся схемы, таблицы, графики, картинки, иллюстрирующие текст работы.

В начале приложения необходимо давать общий список всех приложений (рисунков, таблиц и других материалов).

Каждое приложение должно сопровождаться не только номером и названием, но и необходимыми комментариями (подписями), расшифровывающими абривиатуры. Читатель должен иметь всю необходимую информацию, чтобы разобраться в материалах приложения без обращения к основному тексту работы.

6. Список литературы (объем зависит от количества источников).

Используется тот же размер шрифта и межстрочных интервалов, как и в основном тексте. Каждый источник прописывается с абзаца.

Источники должны быть упорядочены и пронумерованы (источники на русском языке вначале, а затем все источники на иностранных языках).

Образцы оформления использованных источников приведены в приложении 2 «Инструкции по оформлению диссертации, автореферата и публикаций по теме диссертаций», утвержденной постановлением Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 22.02.2006 г. №2.

Приведем некоторые образцы оформления:

Характеристика источника

Пример оформления

Один, два или три автора

Иванов, И.И. Test Your English / И.И. Иванов.Минск: Аверсэв, 2005. – 185 с.

Иванов, И.И. Test Your English / И.И. Иванов, В.В. Иванов.Минск: Аверсэв, 2005. – 185 с.

Иванов, И.И. Test Your English / И.И. Иванов, В.В. Иванов; под ред. С.С.Иванова.Минск: Аверсэв, 2005. – 185 с.

Иванов, И.И. Test Your English / И.И. Иванов, В.В. Иванов, Б.Б. Иванов; под ред. С.С. Иванова.Минск: Аверсэв, 2005. – 185 с.

Четыре и более авторов

Test Your English / И.И. Иванов [и др.], под общ. ред. С.С. Иванова.Минск: Аверсэв, 2005. – 185 с.

Многотомное издание

Шекспир, У. Полное собрание произведений: в 3 т. / У. Шекспир. – 2-е изд. – Лондон, 2001. – 3 т.

Отдельный том в многотомном издании

Шекспир, У. Полное собрание произведений: в 3 т. / У. Шекспир. – 2-е изд. – Лондон, 2001. – Т. 1: трагедии. – 750 с.

Законы и законодательные материалы

Об образовании: Закон Республики Беларусь от 29 окт. 1991 г. №1202-XІІ: с изм. и доп.: текст по состоянию на 9 нояб. 2009 г. – М., 2010. – 70 с.

Инструкции (инструктивно-методические письма)

Инструктивно-методическое письмо «О преподавании иностранных языков в 2011/2012 учебном году»: утв. М-вом образования Респ. Беларусь 31.08.2011. – Минск, 2011. – 25 с.

Учебно-методические материалы

Иванов, И.И. Test Your English: учеб. пособие: в 3 ч. / И.И. Иванов.Минск: Аверсэв, 2005. – Ч.2. – 185 с.

Электронные ресурсы

Английский язык. Лексико-грамматический практикум. 1011 классы [Электронный ресурс]. – Электрон. обуч. диск (CD-ROM). – Минск: Шимчук Л. В., Боброва Л. К., 2011. – 1 электрон. диск.

Ресурсы удаленного доступа

Round-up 6 [Electronic resource] / Virginia Evans. - Pearson Education Limited. – 2003. – Mode of access: // www.englishmedialab.com/grammar.html. – Date of access: 14.09.2005.

Грамматика английского языка [Электронный ресурс] / И.И. Иванов. – СПб: Каро, 2003. – Режим доступа: // www.englishmedialab.com/grammar.html. – Дата доступа: 14.09.2005.

Статья из журнала

Бабинская, П.К. Коммуникативно ориентированное обучение иностранному языку / П.К. Бабинская // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2010. - №4. – С. 3-7.

Статья из газеты

Баранова, Н.П. От старательного исполнителя до активного творца / Н.П.Баранова // Настаўніцкая газета Рэспубліцы Беларусь. – 2011. – 22 окт. – С. 6-7.

 

7. Тезисы – это основное содержание исследовательской работы, изложенное по пунктам. Объем тезисов не должен превышать 1-2 машинописные страницы. Текст тезисов должен содержать следующее: название работы; сведения об авторе; актуальность; новизну; практическую значимость; краткое содержание проведенного исследования.

 

Рекомендации к защите исследовательской работы

Работа оформляется и защищается на иностранном языке.

Для защиты предоставляется время не более 10 минут. Этого вполне достаточно, чтобы изложить суть работы. Не стоит переживать, если не удалось всё сказать.

После доклада будут заданы вопросы, отвечая на которые, автор дополняет свой доклад. Типичная ошибка многих докладчиков заключается в том, что большую часть отведенного на доклад времени они тратят на введение, а оставшееся время – на изложение скороговоркой сути работы. Речь должна быть простой и четкой, докладчик не должен быть «привязан» к тексту.

Несколько советов докладчику:

- необходимо назвать тему исследовательской работы, четко и ясно сформулировать ее цель, используя, например, такие ключевые слова и фразы как: «Цель работы заключается в том, что (чтобы)…», «Исследование (работа) ставит своей целью …» и т.п.;

- далее нужно изложить основное содержание работы, ее идею и суть, рассказать, каким путем автор шел к достижению поставленной цели, какие встретились трудности, как они были преодолены;

- следует сформулировать наиболее важный результат работы в виде основного вывода или заключения;

- закончить выступление можно приблизительно так: "Доклад закончен. Благодарю за внимание".

Далее нужно подготовиться к ответам на вопросы.

Доклад рекомендуется сопровождать мультимедийной презентацией.

 

Рекомендации по оформлению мультимедийной презентации

1. Понятные рисунки, диаграммы и графики.

Откажитесь от громоздких таблиц с большим количеством чисел. Воспользуйтесь диаграммой или графиком и прокомментируйте имеющиеся изменения.

2. Читаемый текст.

Наименьший размер шрифта, который могут увидеть зрители аудитории – 18 (если зритель сидит у компьютера), 24 (если презентация создается для показа в зале через проектор). На одном слайде располагайте не более 5-6 элементов списка. Если важных объектов много, то добавьте еще один слайд.

3. Контрастность цвета фона и основного текста.

По статистике светлый фон лучше тёмного.

4. Минимум анимации.

Титульный слайд и заголовки слайдов оставляйте без анимации. Используйте её для выделения самой важной информации, в других случаях она будет отвлекать от восприятия содержания слайда.

5. Подбор цветовой схемы.

Используйте максимум три-четыре цвета. Чем проще, тем лучше. Множество цветовых оттенков болезненно воспринимаются, слабо запоминаются.

Можно сделать отличную презентацию, используя всего два цвета. Искусство оформления приходит с опытом. Пробуйте и найдете лучший вариант. В состав эскизов РоwеrРоint входят профессионально подобранные цветовые схемы, используйте их.

Если нужно зарядить энергией, взбодрить, мотивировать к чему-либо, используйте сильные оттенки. Если, наоборот, нужно создать мирную атмосферу, лучше использовать пастельные тона, ослабить агрессивные цвета.

6. Единый стиль оформления.

Фон слайда, формат текста и объектов на протяжении всей презентации следует использовать одинаковые.

7. Используйте внешние рисунки и фотографии, а также видео.

Видео подготавливайте в разных форматах (vob, wma, avi), так как аппаратура, на которой будет демонстрироваться презентация, может не прочитать выбранный формат.

 

Основные критерии оценки исследовательских работ

(такие критерии были на республиканском уровне в 2012 году)

1. Оценивание текстового варианта исследовательской работы (оформление).

Учитывается, в какой степени автор сумел представить (выразить, донести) свое понимание проблемы исследования, полученные данные, согласованность собственных и литературных данных (например, если работа содержит невыправленные опечатки, за это снижается итоговый балл).

2. Оценивание содержания работы:

- наличие теоретического обоснования;

- исследовательский характер работы;

- глубина и содержательность исследования;

- умение систематизировать собственную информацию, анализировать и обобщать полученные данные/материалы;

- самостоятельность исследования;

- владение языковыми компетенциями;

- используемая литература (источники получения информации);

- наличие и презентабельность приложений;

- практическая значимость исследования.

3. Оценивание презентации и устной защиты:

- обоснование темы (проблемы) исследования;

- актуальность и новизна излагаемого материала;

- структура и логика изложения;

- фактическая подкрепленность;

- формулировка выводов, результатов исследования

- владение языковыми компетенциями;

- культура публичного выступления (речь, мимика, жесты);

- оригинальность представления;

- компетентность докладчика при ответах на вопросы.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога